Наша библиотека небольшая и недостаточно материально обеспечена, однако это не освобождает библиотекаря исполнять свой долг и выполнять главную задачу библиотеки по привлечению к чтению детей
Опираясь на свой личной опыт и опыт учебной деятельности моих детей я могу сделать вывод, что детей приучать к чтению нужно с раннего детства, тогда они с радостью становятся постоянными пользователями библиотек, а главное, что чтение и книга. Ребенок всегда будет знать, чем себя занять, а значит дикий образ «уличного воспитания» его заденет в более старшем возрасте и многому он сможет противостоять. Поэтому перед библиотекарем встает задача не просто привлечь ребенка в библиотеку, но и способствовать развитию его культуры чтения, чтобы получение знаний и общее развитие маленького читателя происходило через хорошую книгу. Книга в данном случае должна рассматриваться как элемент, формирующий мировоззрение ребенка.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
Освоение новых информационных технологий мне позволило работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает нашу библиотеку особенно привлекательной для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач наша библиотека укомплектована компьютером, телевизором.
С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:
- тематические книжные выставки,
- индивидуальное информирование,
- презентации книг,
- литературные игры,
- обзоры книг.
В течение нескольких лет школьная библиотека является основным источником информации для ребят.
Школьная библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. В библиотеке с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач:
Ø формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
Ø совершенствовать письменную речь школьников;
Ø пополнять словарный запас учащихся;
Ø формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.
Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников, помогают налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других городах и странах.
Читатели могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.
В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий.
При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.
В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки.
При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации, беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».
Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
Книжные выставки:
- книги-юбиляры;
- писатели – юбиляры.
В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу:
ü «Новые учебные пособия»,
ü «За страницами учебника»,
ü «Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».
Для учащихся начального и среднего звена оформлены книжные полки:
o «Советуем прочитать»,
o «Здесь мир фантазии и сказок»,
o «Дети, спешите в библиотеку…».
В библиотеке регулярно проводятся:
v библиотечные уроки,
v конкурсы,
v викторины,
v обзоры книг и периодических изданий.
Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использовать индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.
Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы как:
- реклама новых книг;
- библиотечные уроки;
- мероприятия в игровой форме;
- комментированное чтение;
- чтение вслух.
Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.
Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. На протяжении всего учебного года в своей работе я реализую следующие цели:
v активизация чтения детей,
v повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
v привлечение в библиотеку новых читателей,
v повышение статуса нашей школьной библиотеки.
Я убедилась, что тестовые технологии тоже способны активизировать учебные интересы учащихся. Они стимулируют их к более внимательному чтению художественных произведений. После изучения сказки можно провести тестовый контроль знаний учащихся по произведению. Такие задания экономят время для контроля знаний по прочитанным текстам и готовят учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Важно готовить детей к ЕГЭ, начиная с младших классов, в том числе и в психологическом плане.
В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
Ø защищаем его душу;
Ø питаем ум и сердце;
Ø побуждаем к самосознанию;
Ø содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.