Методическая работа —
важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива
школы. Повседневная
деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным
процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на
практике закреплять свои теоретические познания.
Под задачами методической
работы мы понимаем:
— оказание помощи учителям,
планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации
принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного
стиля педагогического мышления;
— изучение и внедрение передового
педагогического опыта;
— ознакомление с достижениями
психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
— непрерывное самообразование
учителя и повышение уровня профессионального мастерства;
— включение учителя в творческий
поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в
научно-исследовательскую деятельность;
— оказание реальной действенной
помощи учителям, которые в ней нуждаются;
— достижение оптимального уровня
образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической
работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных
документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных
актов к Уставу («Положение о Методическом Совете школы», «Положение о
методическом объединении учителей-предметников»), программы развития школы,
ежегодного плана работы школы.
3. Новых
психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень
методической службы
4. Диагностики и
мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и
воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и
задачи методической работы .
5. Использования информации
о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Структура методической службы
школы:
Педагогический совет
Методический совет
Психологическая служба
Библиотечно-информационная
служба
МО учителей гуманитарного цикла
|
МО учителей естественно-научного цикла
|
МО учителей начальной школы
|
МО эстетических дисциплин
|
В школе главным органом, который
мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач, повышения
профессионализма учителя, развития его индивидуальности является Педагогический
совет школы.
Вопросы организации, координации
методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в компетенции Методического
Совета школы.
Методический Совет школы — совещательный орган педагогического
коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений
методической службы школы. Результатом его деятельности можно
считать создание системы методической работы в школе, включающей в себя:
предметные методические объединения, временные творческие коллективы,
экспериментальные площадки. И как следствие, обновление и совершенствование
учебно-воспитательного процесса в школе в деле обучения, воспитания и развития ученика.
Задачей Методического Совета является создание
условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его
творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.
Состав: администрация школы, представители методических
объединений учителей предметников, актив учителей.
Функции Методического Совета определены локальным актом к Уставу
школы «Положение
о Методическом Совете».
Основные
направления работы методического совета школы
№ п/п
|
Направления работы
|
Характеристика деятельности
|
Формы работы
|
1.
|
Информационно-методическое сопровождение
образовательной деятельности педагогов
|
Всестороннее и регулярное информирование о
современных требованиях к деятельности педагога и опыте других
образовательных организаций, об эффективных подходах, формах и методах
организации образовательной деятельности обучающихся. Организация регулярного
информационного обмена между специалистами.
|
Семинары, консультации специалистов,
методические выставки, методические рекомендации, создание информационного
банка педагогического опыта работы, обеспечение методическими разработками и
пр.
|
2.
|
Консультативно-методическое сопровождение
образовательной деятельности педагогов
|
Помощь в решении конкретной методической
проблемы; помощь в проведении комплексного анализа и оценки результатов
профессиональной деятельности; консультирование по вопросам формирования
мотивации к учебной деятельности; консультирование по вопросам разработки и
использования компьютерных программ, создания баз данных, компьютерных сетей
и др.; взаимное обучение специалистов с максимальным использованием активных
развивающих методов практического освоения конкретных приёмов.
|
Мероприятия по обмену опытом: открытые
занятия, взаимопосещения, мастер-классы, обучающие игры, конкурсы, семинары,
творческие отчёты, тренинговые группы с учётом профессиональных,
квалификационных и личностных особенностей педагогов.
|
3.
|
Учебно-методическое сопровождение
образовательной деятельности педагогов
|
Обогащение методического арсенала,
формирование дополнительных компетенций, восполнение имеющихся дефицитов
предметных и технологических знаний, развитие опыта решения профессиональных
задач в ходе различного рода обсуждений и бесед специалистов, консультаций с
экспертами, во внерабочее время, в организациях, реализующих программы
повышения квалификации и переподготовки педагогов с получением документа о повышении
квалификации.
Применение инновационных технологий:
«обучения действием», метода проектов, сетевых технологий, игровых
технологий, технологии мастерских, информационных технологий. Применение
методов активного обучения.
|
Профессиональный тренинг, модерирование
(раскрытие внутреннего потенциала педагога), консультирование, супервизия
(помощь в разработке ситуации и сопровождение в ее решении), коучинг
(репетиторство, тренировка) и др.
|
4.
|
Повышение мотивации профессиональной
деятельности педагогов
|
Развитие системы стимулирования успешной
профессиональной деятельности педагогов; сохранение и
укрепление здоровья педагогических работников; развитие коллектива
единомышленников; развитие системы школьных традиций для педагогов; повышение
персональной ответственности каждого учителя за результаты своего
педагогического труда и др.
|
Создание системы стимулирования труда
педагога:
— статусными средствами,
повышающими роль педагога в коллективе (система поощрений, публичное
признание профессиональных результатов и т.д.);
— ресурсными средствами(дополнительное
материально-техническое оснащение образовательной деятельности и т.д.);
— интеллектуально-творческими
средствами (методическая помощь в организации и проведении урочных и
внеурочных занятий, поддержка образовательных инициатив и экспериментальных
проектов, помощь в обобщении опыта, подготовке публикаций к печати и т.д.).
|
5.
|
Управление профессиональным ростом
педагогов
|
Выявление основных профессиональных проблем
конкретного педагога в содержании образования, методах и технологиях
учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
осуществления взаимодействия с участниками образовательных отношений;
определение приоритетных задач в преодолении выявленных проблем.
|
Подбор форм и средств для создания гибкой
системы повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов;
решение этих задач внутри образовательной
организации, а также вне ее в системе дополнительного профессионального
образования, в сетевом взаимодействии образовательных организаций.
|