Официальный сайт МОУ "Усть-Наринская средняя общеобразовательная школа"

О библиотеке

Наша библиотека  небольшая и недостаточно материально обеспечена, однако это не освобождает библиотекаря исполнять свой долг и выполнять главную задачу  библиотеки по привлечению к чтению детей

Опираясь на свой личной опыт и опыт  учебной деятельности моих детей я могу сделать вывод, что детей приучать к чтению нужно с раннего детства,  тогда они с радостью становятся  постоянными пользователями библиотек, а главное, что чтение и книга.   Ребенок всегда будет знать, чем себя занять, а значит дикий образ «уличного воспитания» его заденет в более старшем возрасте и многому он сможет противостоять. Поэтому перед библиотекарем встает задача не  просто привлечь ребенка в библиотеку, но и способствовать развитию его культуры чтения, чтобы получение знаний и общее развитие  маленького читателя происходило через хорошую книгу. Книга в данном случае должна рассматриваться  как элемент, формирующий мировоззрение ребенка.

Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников,  классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

Освоение  новых информационных технологий мне позволило  работать   не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает нашу библиотеку  особенно привлекательной для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач наша библиотека укомплектована компьютером, телевизором.

С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:

  • тематические книжные выставки,
  • индивидуальное информирование,
  • презентации книг,
  • литературные игры,
  • обзоры книг.

В течение нескольких лет школьная библиотека является  основным источником информации для ребят.

Школьная библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. В библиотеке с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач:

Ø формировать навыки и умения чтения, используя материалы                  глобальной сети;

Ø совершенствовать  письменную речь школьников;

Ø пополнять словарный запас учащихся;

Ø формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.

Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников, помогают налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других городах и странах.

Читатели  могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.
В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий.

При расстановке фонда я  использую  открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.

В читальном   зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями,  поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки.

При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации,   беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».

Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

Книжные выставки:

  • книги-юбиляры;
  • писатели – юбиляры.

В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу:

ü «Новые учебные пособия»,

ü «За страницами учебника»,

ü «Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».

Для учащихся начального и среднего звена оформлены книжные полки:

o   «Советуем прочитать»,

o   «Здесь мир фантазии и сказок»,

o   «Дети, спешите в библиотеку…».

В библиотеке регулярно проводятся:

v библиотечные уроки,

v конкурсы,

v викторины,

v обзоры книг и периодических изданий.

Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь  научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использовать индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы  как:

  • реклама новых книг;
  • библиотечные уроки;
  • мероприятия в игровой форме;
  • комментированное чтение;
  • чтение вслух.

Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.

Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. На протяжении всего учебного года в своей работе я  реализую следующие цели:

v активизация чтения детей,

v повышение культуры самостоятельного выбора литературы,

v привлечение в библиотеку новых читателей,

v повышение статуса нашей школьной библиотеки.

Я убедилась, что тестовые технологии тоже способны активизировать учебные интересы учащихся. Они стимулируют их к более внимательному чтению художественных произведений. После изучения сказки можно провести тестовый контроль знаний учащихся по произведению. Такие задания экономят   время для контроля знаний по прочитанным текстам   и готовят учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Важно готовить детей к ЕГЭ, начиная с младших классов, в том числе и в психологическом плане.

В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной,  позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной  и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются  и самореализуются  в дальнейшей жизни.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:

Ø защищаем его душу;

Ø питаем ум и сердце;

Ø побуждаем к самосознанию;

Ø содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Читатель  должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.