Официальный сайт МОУ "Усть-Наринская средняя общеобразовательная школа"

Программа дополнительного образования

Программа по дополнительному образованию для детей с ОВЗ

МОУ «Усть-Наринская средняя общеобразовательная школа»

Содержание проблемы и её обоснование

         Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.

         Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

           Требования к программе разработаны на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и содержащегося в нём Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

        Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей — инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

          Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования в нашей школе решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

       Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.

      Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного вхождения в те или иные объединения дополнительного образования, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути.

          Для воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Детско-взрослая общность рассматривается в дополнительном образовании детей как событие, где возможен выход на гуманистические ценности человеческого бытия. Развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.

         Участие в детско-взрослых сообществах данной категории детей оказывает определяющее влияние на развитие их личности, формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Условия реализации программ дополнительного образования связаны с факторами, определяющими спрос на различные формы и направления дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

— организационная доступность;

— информационная доступность;

— территориальная доступность;

— инженерно-архитектурная доступность;

— материально-техническая доступность;

— кадровая доступность;

— социально-психологическая доступность;

— финансовая доступность.

Условия организации данного вида деятельности представляют собой:

— дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок);

— психолого-педагогические    условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);

— здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

        Актуальность решения проблемы заключается в разработке требований к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и обосновании необходимости создания для них специальных образовательных условий при реализации программ дополнительного образования.

      Значимость и обоснованность разработки требований связана с тем, что в результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85 % детей в России (а по некоторым оценкам, до 93 %) уже в момент рождения попадают в «зону риска», т. е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода    нарушений в процессе    дальнейшего    развития.    При своевременном обеспечении правильного ухода и благоприятных условий развития, состояние многих из этих детей может стабилизироваться, если этот шанс будет упущен, то многие из них не смогут себя реализовать в обществе профессионально, социально и личностно.

       Участие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных отношениях является основной задачей программ дополнительного    образования,    составной частью социальной и образовательной интеграции. Социальная интеграция является результатом специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными детьми в специально организованных условиях деятельности детско-взрослых сообществ.

       Адаптация программ дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья — это закономерный этап развития системы дополнительного образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая дополнительное образование.

       Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учёт особенностей процесса адаптации при вхождении ребёнка в новые социальные отношения. Дополнительное образование расширяет мир связей и отношений, и задача педагогов обогатить нравственно, интеллектуально опыт социального взаимодействия детей.

Для образовательной среды дополнительного образования характерны:

— сложность и многообразие социальных связей, которые проявляются в том, что состав образовательного объединения постоянно меняется: дети имеют право переходить из объединения в объединение или вообще покидать коллектив. Поскольку система дополнительного образования имеет обширные внешние связи, то дети вступают в многообразные социальные отношения за пределами образовательного объединения — детско-взрослой общности;

— сложность совместной деятельности — это образовательная деятельность (коллективная или индивидуальная) по изготовлению коллективного или собственного продукта, досуговая деятельность в разнообразных культурно-досуговых программах, деятельность в органах детского самоуправления, деятельность соревновательного характера, исследовательская, проектная и другие виды деятельности;

— социальная неоднородность детского объединения, которая сегодня особо проявляется в «бедных и богатых» и влияет на построение отношений и адаптацию детей;

— возрастная неоднородность детского объединения или наличие разновозрастных образовательных объединений; детей, посещающих объединения дополнительного образования, можно разделить на 4 группы:

— основная группа — практически здоровые дети;

— дети-инвалиды и дети с ОВЗ;

— одарённые дети;

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

       Все эти группы детей имеют разные показатели адаптации и требуют каждая своего подхода в организации и содержании.

        Таким образом, функции социальной адаптации реализуется при создании условий для реализации интересов ребёнка в относительно стабильных условиях среды, решения повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособления к условиям социальной среды.

    Исходя из этого, целью адаптации программы является раскрытие творческого потенциала личности в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций.

Задачи адаптации программы связаны с решением проблем:

— помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

— организация индивидуального маршрута в объединениях по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка;

— развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

— помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

— выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);

— оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

Основные направления реализации адаптации программы дополнительного образования детей

      В современной противоречивой экономической и социокультурной ситуации разработка условий включения в программы дополнительного образования ребёнка-инвалида оказывает существенную помощь родителям в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обществе, расширением возможности достичь устойчивой социальной интеграции в среде здоровых сверстников.

       Важнейшей задачей участия ребёнка инвалида в программах дополнительного образования является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.

Основным направлением адаптации программы дополнительного образования детей является обеспечение и сопровождение развития творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ, исходя из принципов партнёрства, активного участия данной категории детей в собственной жизнедеятельности, разносторонности усилий (сочетание возможностей дополнительного образования в семейной, учебной, социально-культурной и других видах деятельности), единства психосоциального и педагогического воздействия, ступенчатости, поэтапности, учёта особенностей здоровья для формирования жизненных и социальных компетенций.

        Активные формы деятельности при освоении программ дополнительного образования нацеливают детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на обогащение и расширение их социальной включённости в решение актуальных и перспективных проблем. При этом ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, допускают углубление их социальной изоляции. Поэтому следующим направлением программ дополнительного образования является психологическая ориентация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на выход из статичного состояния, преодоление стереотипа ограниченности, ущербности, изолированности.

         Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.

Адаптация программ дополнительного образования строится по модульному принципу и включает в себя следующие модули:

  1. Модуль коллективной и социокультурной образовательной деятельности совместно со здоровыми детьми, включающий в себя коллективную продуктивную деятельность, исходя из интересов и потребностей детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Модуль социально-психологической поддержки, включающий в себя комплекс психолого-педагогических тренингов по развитию навыков общения, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию способностей и склонностей, которые могут способствовать самоорганизации и самореализации в образовательной среде здоровых сверстников.
  3. Валеологический модуль, направленный на формирование объективного представления об ограничениях, компенсаторных возможностях человеческого организма, о методах и формах их преодоления.

Методы, используемые для адаптации программы дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

— проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по программам дополнительного образования;

  • беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
  • проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях программ дополнительного образования;
  • организация знакомства представителей детско-взрослого сообщества, в том числе в дистанционном режиме;
  • проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения;
  • проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
  • организация экскурсий, в том числе имеющих образовательную направленность;
  • дистанционные формы участия в программе и взаимодействия с детско-взрослым сообществом.

Ожидаемые результаты

  • расширение социального опыта детей и их родителей о компенсаторных способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социально-образовательных программ, направленных на доступность дополнительного образования данной категории детей;
  • развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  • развитие творческого потенциала детей;
  • формирование социальных и жизненных компетенций;
  • приобретение детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ социально значимого опыта взаимодействия со здоровыми сверстниками;
  • совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;

Оценка результатов

  • по устным и письменным отзывам детей инвалидов, а так же педагогов дополнительного образования;
  • по отзывам родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • по участию детей в конкурсах и проектах.

Адаптация программ дополнительного образования детей обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие особой детско-взрослой общности в соответствии с основными принципами Концепции развития дополнительного образования детей.

Направленность программ дополнительного образования детей в школе определяется:

  • по содержанию: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
  • по функциональному предназначению может быть социокультурной, учебно-познавательной, специальной, общекультурной, прикладной и др.;
  • по форме организации: секции, кружки, лаборатории, студии, творческие коллективы, объединения, а также индивидуально;
  • по уровню: подготовительный, базовый

Требования, взятые за основу при адаптации программ дополнительного образования:

  • соответствие содержанию программы государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра;
  • сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением (физическим, духовным) ребёнка в особой детско-взрослой общности;
  • согласованность концептуальных идей по реализации программы основного и дополнительного образования детей;
  • исключение у обучающихся повышенных нагрузок и утомляемости;
  • организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, игра, общение, самодеятельность, самоуправление);
  • использование интерактивных, дистанционных способов усвоения программного материала;

          В  МОУ «Усть-Наринская средняя общеобразовательная школа» обучается 4 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 3 –  дети-инвалиды. Среди обучающихся с ОВЗ:  на начальном уровне образования — 1 учащийся,  в основной школе (с 5 по 9 классы) – 3 учащихся. Контингент обучающихся с ОВЗ по характеру нозологии выглядит следующим образом:

 -задержка психического развития – 1 учащийся

 — нарушения опорно-двигательного аппарата- 3 чел.

           Адаптированные основные общеобразовательные программы составлены с учетом требований ФГОС, а также особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекционную направленность и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ.

       Удовлетворение особых образовательных потребностей таких школьников решается за счёт:

 ∙ индивидуализации образовательного процесса в отношении обучающихся с ОВЗ; 

∙ адаптации содержания образования, обеспечение его доступности для детей с особыми потребностями; 

∙ использования специальных образовательных технологий, коррекционных методов обучения; 

∙ использования дифференцированной системы оценивания «академических» достижений ребенка с ОВЗ, а также проведения мониторинга развития его жизненных компетенций, и др.

Материально-техническая база и оснащенность образовательного процесса

           Одним из важнейших условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство школы является создание доступной архитектурной среды. Все учебные кабинеты оснащены мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В учебно-воспитательном процессе используются оборудованные кабинеты, спортивный зал, библиотека. В кабинетах информатики детям с ОВЗ обеспечена индивидуальная и коллективная доступность к информации. Оснащены школьная столовая и медицинский блок. В учебном процессе активно используются мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Все кабинеты оборудованы компьютерами с выходом в интернет. Администрация школы и педагогический коллектив уделяет большое внимание прилегающей территории и постоянно проводят работу по ее благоустройству, озеленению и содержанию.

              Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог-психолог, учителя начальных классов, учителя-предметники.

            Среди основных задач по сопровождению обучающихся с ОВЗ были определены следующие: 

¬ разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей разных нозологических групп; 

¬ разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)для обучающихся с ОВЗ;

 ¬ уточнение общей стратегии коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ, определение коррекционно-развивающих программ, методов, приемов и технологий, оптимальных для конкретного ученика с особенностями развития; 

¬ проведение динамической оценки, мониторинга эффективности реализации образовательных и коррекционных программ; 

¬ внесение изменений в образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (при необходимости); 

Классные руководители своевременно информируют родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе. Работа с детьми с ОВЗ ведется на достаточном уровне.

План работы

по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидам

п/пМероприятиеОтветственные
1.Создание банка данных детей с ОВЗ, детей- инвалидовЗам. директора по ВР, зам.директора по УВР
2.Составление плана работы с детьми с ОВЗ .Зам. директора по ВР, зам.директора по УВР
3.Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ .Кл.руководитель,  зам. директора по ВР, зам.директора по УВР
4.Составление адаптированных программ, программ индивидуального обучения для учащихся с ОВЗ.Зам.директора по УВР
5.Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, с детьми на дистанционном обучении.Педагог-психолог, кл.руководители, учителя- предметники, зам.директора по УВР
6.Изучение личности учащихся с ОВЗКл.руководитель,педагог-психолог
7.Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗКл.руководитель,зам. директора по ВР
8.Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗКл.руководитель
9.Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельностьКл.руководитель,  зам. директора по ВР
10.Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностямиЗам. директора по ВР

11.Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ.Педагог-психолог
12.Изучение уровня адаптации детей с ОВЗПедагог-психолог
13.Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ.Кл.руководитель,педагог-психолог
14.Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗКл.руководитель Зам.директора по УВР
15.Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптацииПедагог-психолог, кл.руководители,  зам. директора по ВР
16.Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.Зам. директора по ВР